Медиа-образы – тройная функция

Если сексуализация культуры в той же степени связана с масштабными социальными изменениями, в какой она представляет собой продукт новых революционных технологий и коммерческих императивов, если она одновременно свидетельствует о прогрессе в сексуальной политике и является носителем патриархальной реакции, то следует предполагать, что все это отражается в гендерных образах, распространяемых через СМИ. Эти образы структурируются представлениями о том, как мужчины и женщины, гомо- и гетеросексуалы, относятся и должны относиться друг к другу и к самим себе.

Медиа-образы выполняют тройную функцию. Во-первых, они раскрывают сущность сексуальных и поведенческих норм, действующих в данном обществе в данный момент, даже если эти нормы более или менее далеки от реальной жизни людей. В этом смысле они также являются источником представлений о желаемом.

Отсюда следует их вторая, дидактическая функция — функция носителей идеологии. Медиа-культура (наряду со школой, семьей и давлением со стороны нашего окружения, принуждающим нас к социальному конформизму) является источником наших знаний о наших ролях, правах и обязанностях в различных сферах, в том числе и в сексуальной. Конечно, это обучение происходит не в вакууме, а в среде, сформированной особенностями сексуальной политики и их кумулятивным воздействием на все стороны нашей жизни. Обе эти функции медиа навязывают нам определенные сексуальные и гендерные роли путем демонстрации того, что есть, и моделирования того, что могло бы быть.

В-третьих, медиа-образы, существуя в качестве товаров, распространяют определенные представления о сексуальности. Изображение выполняет идеологическую функцию, но оно должно также резонировать с реальностью, в которой мы существуем как индивиды, сексуальные сообщества и общество в целом (причем не обязательно с той реальностью, которую хотели бы нам навязать патриархальные и прочие институты). Оно передает идеи не только сверху вниз, но также и снизу вверх и по горизонтали. Медиа, короче говоря, одновременно влияют на социальные отношения и отражают их, и делают это в среде, где у нас есть право одобрять, отрицать или изменять их послания в соответствии с «декодирующими» реакциями, обусловленными нашими индивидуальными обстоятельствами. Они вовлекают нас в бесконечный диалог между реальным (как мы живем) и идеальным (как медиа изображают нашу жизнь), между нормативным и репрезентативным, между повседневностью и фантазией.

Разрешение этого напряжения ведет к амбивалентности и противоречиям в содержании медиа, и следует избегать рассматривать те или иные образы в терминах «хороший — плохой», где «хорошее» определяется как позитивный (но в равной степени нереальный) противовес негативному стереотипу «плохого». Точно так же изображения безжалостных и хищных мужчин рядом с безгрешными женщинами имеют мало общего со сложными явлениями маскулинности и феминности, с которыми люди сталкиваются в реальном мире. Признание этой амбивалентности и допущение, что современная аудитория способна осознать ее и даже находить в ней удовольствие, является определяющим.

Ваши оценки:
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями в:
Леди борщ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: